Как стать программистом

Еще пять минуточек! Прокрастинация и методы борьбы с ней в повседневной работе

Я бы хотел поделиться с Вами проблемой, которая известна уже давно, и, наверное, каждый так или иначе с ней сталкивался. Как ни парадоксально, но из-за неё читатель может либо не дочитать эту статью до конца, либо читать её вместо работы. Это проблема прокрастинации.

Для начала давайте вспомним, что же такое прокрастинация. Википедия подсказывает нам, что само это слово имеет корни в латинском языке: pro, crastunatus — «для» и «завтрашний». По сути, это психологическая склонность к тому, что человек постоянно откладывает некую задачу, порой важную, на потом, что в итоге приводит к проблемам и самобичеванию. Но человек с этим поделать почему-то ничего не может. Говоря проще, многие студенты, к примеру, вместо подготовки к экзаменам начинают убирать комнату, искать какую-то совершенно отстраненную информацию и т.п. Знакомо? 😉

Прокрастинация

И я, и многие мои друзья-программисты сталкивались с этим злейшим врагом продуктивности и стремления вперёд. Само явление прокрастинации многие могут списать на простую лень, но это неправильно. Лень — это полное нежелание делать что-либо без последующих душевных мук. Прокрастинируя, человек четко понимает, что работа, которой он избегает, важна. Прокрастинация — это в то же время и не отдых, так как человек все так же расходует энергию на другие дела. Таким образом, сроки проходят, человек пытается решить всё в последний момент, зачастую терпит неудачу. Все эти факторы пагубно сказываются на общем состоянии, сильно демотивируя от дальнейшей продуктивной деятельности.

Мнения психологов сходятся в том, что прокрастинация в небольших объемах вполне нормальна для каждого человека. Но от небольших объемов очень легко скатиться к прокрастинации всех входящих задач и упадку продуктивности и роста. Это точно не тот путь, которого стоит придерживаться.

В своей предыдущей статье я писал, что начало решения проблемы лежит в понимании её причин. Поэтому нам стоит разобраться, что же приводит к тому, что человек прокрастинирует. Затем мы постараемся разобраться, как же избегать прокрастинации. Основываясь на личном опыте и анализе общения с коллегами «по цеху», я выявил несколько причин.

1. Большая задача
В работе Вы гарантированно столкнётесь с задачами, которые далеки от инноваций и прорывных решений. Эти задачи требуют кропотливой регулярной и зачастую скучной работы. Выполняя их, утомление напоминает о себе достаточно быстро, и исполнитель решает зайти на YouTube или же почитать свежую статью на Хабре. Он только открывает одну вкладку, как вдруг осознаёт, что прошёл уже час. А задача стоит на том же месте. Тогда он пытается вернуться к ней, но понимает, что задача всё так же скучна и велика, поэтому решает, что посмотрит ещё одну последнюю страничку и приступит к работе. Конечно же, зачастую и этого не случается.

2. Отсутствие контроля собственного рабочего времени
Зачастую перед исполнителями ставится не какая-то конкретная задача (в виде «Создай логику оформления заказа»), а формируется некий концепт (вроде, «Подумай, как можно улучшить процесс N и презентуй решение менеджменту»). И в таком случае нужно работать не с конкретным набором инструментов, а с целой областью исходных данных, которые не структурированы и не несут стопроцентной пользы. Возникает проблема, которая обозначается простой фразой «А с чего вообще начинать?». Ответом, к сожалению, часто становится развлекательный портал.

3. Выгорание
Сколько бы интересной и увлекательной ни была работа, рано или поздно она приестся, станет привычной и утратит свой первозданный лоск. Каждый из нас обладает неким запасом энергии, восполняемым во время отпусков. И этот запас также склонен иссякать с течением времени. Всё это приводит усталости, отсутствию ощущения состояния потока (я писал о нём ранее здесь). Это и есть выгорание. Исполнителю становится неинтересна та деятельность, которой он занимается.

4. Некорректная оценка собственных умений
В данном случае для исполнителя характерна либо переоценка, либо недооценка собственного уровня. В обоих случаях разработчик относится к поставленной задаче с несоответствующим уровнем внимания. Это приводит к тому, что задача вызывает совершенно неожиданные эффекты, которые демотивируют и заставляют человека зайти на ВКонтакте и полистать ленту с котиками час-другой.

5. Отсутствие понимания цели
В более общем случае к прокрастинации приводит некий фактор, который резко нивелирует ценность выполняемой работы в глазах исполнителя. То есть человек перестает понимать, какие результаты и на благо чего принесет выполняемая им деятельность. Это заставляет отвлекаться на размышления, поиски смысла и, в конце концов, замещающего фактора — дела, которое позволит на время отвлечься от бессмысленной по мнению исполнителя деятельности.

Разумеется, причин может быть больше. Я лишь постарался перечислить те, с которыми сталкивался сам. Как я уже заметил выше, небольшие перерывы на «бессмысленную» деятельности вполне себе полезны. Они помогают многим избежать выгорания и надоедания задачи. Если Вы находились в состоянии потока, а затем вдруг выпали из него — по причине перегрузки или из-за какого-то отвлекающего фактора — Вы не сможете взять и резко вернуться обратно. Вам надо будет выполнить перезагрузку. И это может быть любая деятельность, которая отвлечена от работы — прогулка, чашка кофе, созерцание чего-либо прекрасного. Вам потребуется очистка собственного «кэша» от предыдущего потока. Так Вы готовитесь ко входу в поток заново. И именно здесь кроется самый большой риск. Человек неподготовленный, со слабым самоконтролем начнёт всё чаще и чаще прерываться на отвлеченную деятельность, оправдываясь тем, что не может войти в состояние потока. И именно в этой точке заканчивается полезная прокрастинация и начинается прокрастинация вредная.

Так как бороться с теми причинами, которые я описал выше? Мы уже знаем их, а это большой шаг. Теперь разберемся с контр-действиями в отношении каждого пункта.

1. Большая задача в первозданном виде будет представлять из себя Эверест, на который исполнителю предстоит взойти. Это кажется долгим и сложным путем. Однако здесь работает старое правило, которое используется во многих книгах по менеджменту, но про которое на первых порах многие забывают. Оно гласит: «Есть слона целиком очень сложно. Гораздо проще съесть его, порезав на кусочки». В отношении больших задач это правило работает прекрасно! Для их решения применяется декомпозиция — то есть разбиение задачи на множество более мелких подзадач, которые явно проще в своем решении и не представляют из себя ничего сверхъестественного. Для того, чтобы декомпозировать задачу, постарайтесь найти точку входа в большую задачу. Что нужно сделать сначала? Это будет первой подзадачей. Дальнейшие подзадачи будут появляться подобно тому, как распускается клубок ниток.

Но будьте аккуратны. Декомпозируя задачу старайтесь создавать графическое представление зависимостей между подзадачами. Вы всегда должны понимать, как подзадачи связаны друг с другом, в каком порядке они должны выполняться и самое главное — на какой стадии решения большой задачи Вы находитесь в данный момент. Такое графическое представление часто называют дорожной картой или Roadmap. Вот пример такой дорожной карты.

Дорожная карта

2. Выполняя одну задачу в текущий момент времени, исполнитель чувствует себя комфортно. Он сосредоточен и увлечен. Но это ситуация из идеального мира. В реальности Вам постоянно приходят новые письма, задачи и прочее. Начинающий прокрастинатор подвержен риску из-за того, что старается удержать все входящие задачи в голове. Разумеется, что-то начинает забываться, какие-то вещи начинают всплывать в памяти в момент состояния потока, прерывая его и отвлекая внимание на себя.

Первое, что приходит в голову — это занести задачи в некий список. В своей практике я использую два ресурса для хранения задач. Все поступающие задачи я заношу в task-трекер. Очень удобная вещь в этом плане — Trello. Он позволяет онлайн в любой точке мира посмотреть текущие задачи и отредактировать их состояние. Однако смотреть на виртуальные задачи не всегда удобно. Поэтому для ведения повседневных задач у меня есть бумажный план на день. Это простой лист A4, который я заполняю утром, внося в него задачи, которые собираюсь сделать за предстоящий день. Этот лист всегда перед глазами, мне не нужно сворачивать рабочие окна на компьютере. Также у такого листка есть прекрасная психологическая функция. Выполняя задачу, Вы вычёркиваете её, что вызывает у Вас чувство удовлетворения. Полностью закрытый листок к концу дня будет говорить о том, что Вы работали продуктивно. И к тому же в конце дня Вы точно знаете, чем были полезны миру!

Но не только список задач спасёт Вас. Допустим, у Вас есть 5 задач. С какой начать, чтобы не ошибиться? Здесь я использую две шкалы оценки

  • Оценка по приоритету
  • Оценка по размеру

Приоритет задачи — это её важность. То, насколько срочно надо выполнить то или иное задание. Он позволяет Вам видеть, есть ли у Вас задачи, требующие срочного выполнения. Размер — это также немаловажная часть. Если задача большая, Вы должны понимать, что она займёт у Вас несколько часов, а то и больше. Это тот самый «слон», которого надо есть по кусочкам. И здесь Вы увидите, как лучше всего нарезать его. Помимо этого есть мелкие, противные задачи, которые не хочется, но нужно выполнять. Во многих книгах по тайм-менеджменту (вот, кстати, очень неплохая — «Тайм-драйв») такие задачи называют «лягушками». И здесь появляется правило — «съедайте лягушку с утра». Дело в том, что утром у Вас больше всего энергии. Если Вы быстро уберете неприятную задачу, то её наличие не будет напрягать Вас весь рабочий день, расстраивая своим присутствием.

3. Выгорание — это довольно сложная проблема, которая может иметь множество причин в своём основании. В целом я рекомендую регулярно делать перерывы в работе. Состояние потока очень приятно и продуктивно. Но оно забирает много энергии, запасы которой нужно восполнять. Если не делать этого, то Вы будете работать над задачей, теряя к ней интерес в силу упадка энергии. Отвлекайтесь хотя бы раз в 2-3 часа на нечто, что очистит Ваше сознание. Дайте глазам отдохнуть, а разуму — выкинуть всё ненужное накопившееся в нём. Не бойтесь потерять какую-то кажущуюся важно вещь. Если она действительно важно — просто запишите её. Ваша задача — полностью отвлечься от работы на 10-15 минут, чтобы посмотреть на задачу свежим взглядом. Вы удивитесь, как быстро Вы обнаружите вещи, которые не замечали в процессе работы.

4. Оценка собственного уровня профессиональных знаний — сложная задача. Она требует быть с самим собой предельно честным. Если Вы будете переоценивать собственный уровень знаний, то быстро столкнётесь с тем, что выбираемые Вами задачи сложны для Вас, а решения, применяемые в работе не оптимальны. С другой стороны недооценка приведет к упадку продуктивности.

Наиболее актуальным способом оценки своего статуса является общение с другими программистами. Они решают те же задачи, что и Вы, поэтому не бойтесь обсуждать с ними свои решения. Многие из них с радостью помогут Вам, а Вы поможете им в поисках решения их задач. В настоящее время есть очень удобный сервис Meetup. На нём Вы всегда сможете найти свои группы по интересам. Если в Вашем городе мало подобных встреч IT-специалистов, то не стесняйтесь находиться на тематических форумах. Конечно, там общение несколько сложнее живого контакта, но на хороших ресурсах при соблюдении правил поведения у Вам будет прекрасная возможность почерпнуть много новых знаний.

5. Выполняя ту или иную задачу старайтесь в начале обозначить цель её выполнения. Конечно, есть совсем уж рутинные задачи. Но зачастую Вы будете разрабатывать модули, назначение которых надо явно понимать. Это поможет Вам не только в собственной мотивации, но и в получении наиболее эффективного результата работы.

Поэтому старайтесь понять задачу настолько глубоко, насколько это позволяют Ваши ресурсы. Это никогда не будет лишним для Вас.

Я надеюсь, что мои совету помогут Вам избежать попадания в ловушку контрпродуктивности. Как всегда, я буду рад Вашим комментариям. Не стесняйтесь задавать мне свои вопросы через форму обратной связи!

Еще пять минуточек! Прокрастинация и методы борьбы с ней в повседневной работе: 2 комментария

  1. Александр, спасибо большое за дельные советы! Я тоже пользуюсь трекером задач. Удобно писать даже в обычных заметках в телефоне: они всегда и везде с тобой. А для скучных и рутинных дел использую таймер: даю себе установку 20 минут заниматься только этим делом и ни на что не отвлекаться, потом перерыв обязательно! Даже за 20 минут можно сделать много полезного!!

    1. Татьяна, отличная практика! Такой подход называется Pomodoro. Очень даже работает. Нужно только варьировать время работы, чтобы не выходить часто из состояния потока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *