OfftopTeaching practiceОбо мне

Обо мне: Процесс преподавания

Rating: 5.0/5. From 2 votes.
Please wait...

Эту статью я бы хотел посвятить не ставшему привычным технологическому направлению, но описанию того, чем занимается человек по ту сторону сайта от Вас. Ниже я постараюсь ответить на вопросы о том, почему я преподаю, целях этой деятельности, а также плюсах и минусах данного процесса. Если подобного рода статьи будут для Вас интересны (о чём я узнаю по комментариям внизу 😉 ), я постараюсь подробнее освещать различные аспекты своей профессиональной жизни. Какие — решать вам!

Моя преподавательская карьера началась довольно давно — в далёком 2008 году, когда мне, студенту-третьекурснику факультета Прикладной математики и физики Московского Авиационного университета, предложили проводить курс лабораторных работ по так близкой всем IT-профессионалам дисциплине Дискретной математики у первокурсников. Для меня это было откровением и огромным новым миром. Ведь я оказался по ту сторону кулис, став на место вредного препода, который вечно к чему-то придирается. На самом деле, всё было гораздо позитивнее 🙂

Первые уроки, которые я вынес из преподавания были следующими

  1. Преподавание требует уверенности в том, что знаешь и говоришь. Иначе тебя съедят. Из этого следует ещё один прекрасный вывод — ты волей-неволей раз за разом всё глубже погружаешься в предметную область, структурируя её у себя в голове. И это один из основных профитов преподавания, которые я несу для себя сквозь года: преподавая — учишься. Ты вынужден быть впереди, знать современные аспекты, уметь отвечать на каверзные вопросы.
  2. Преподавание лечит боязнь публики. После работы с живой аудиторией студентов выступать на конференциях довольно таки несложно, так как на конференции народ обычно настроен в отношении тебя более позитивно.
  3. Глядя на то, как пытаются списывать студенты-первокурсники, модифицируешь собственные методы подготовки к экзамену.

Несомненно, это были несравнимые 2 года опыта. В параллель с этим, я углублялся в программирование, и через некоторое время жизнь связала меня с первыми IT-курсами, которые шли и до сих пор идут на базе факультета Системы управления, информатики и электроэнергетики МАИ. Это был великий и ужасный Flash — мои первые курсы по программированию, которые я готовил и вёл сам, благо к тому моменту успел поднатореть в данной технологии и запустить несколько решений в продакшн. Дальше подключились курсы веб-мастеров, где вместе со студентами мы делали сайт с самого начала, на HTML (пятая версия которого тогда ещё и не собиралась увидеть мир), затем применяя полученную вёрстку к CMS Drupal и заливая всё это добро на хостинг.

Аудитория была живая и разношёрстная. Я обратил особое внимание на то, как отличается подход к учёбе у студентов и посетителей курсов. Для студентов университета пары — это зачастую навязанная история, тогда как для студентов платных курсов — это осознанный выбор, подкреплённый финансовыми тратами. Отсюда и более ответственное отношение. Но и увеличенная нагрузка для меня — ведь студенты курсов стремились и стремятся получать от курсов максимум. Студенты имели совершенно разный уровень знаний, поэтому в две пары, которые занимало вечернее занятие, я успевал одновременно объяснять как создание файлов и папок, так и принципы работы CMS на сервере.

Этот опыт дал мне понять, как работать с сильно мотивированной аудиторией, довольно чётко (по сравнению со студентами-очниками) понимающей своё направление развития. С этими группами можно было делать интересные вещи, гораздо чаще видеть горящие глаза при получении работающего сайта и первых успешных проб в PHP. Такой опыт мотивировал и говорил мне не останавливаться.

Но жизнь расставляет всё на свои места. К тому моменту, как я начал писать диплом, я устроился на Fulltime-работу PHP-программистом. Стоит отметить, что завершающие полгода обучения из 5.5 лет в МАИ подразумевают отсутствие пар с необходимостью лишь держать контакт со своим дипломным руководителем. В первый же месяц такой жизни я понял, как выматывает такой подход. Мне приходилось работать с 7 утра до 5 вечера в офисе на Шаболовской, после чего гнать на Войковскую (разные концы Москвы) и преподавать там до 9 вечера. Два раза в неделю, приезжая домой, я падал на кровать и отключался. Доведя активную группу до финала обучения, я принял решение прекратить преподавание, дабы не сгореть на работе. Так мой рост в роли преподавателя остановился.

Лишь спустя четыре года, уже будучи Team Leader-ом, в поисках разработчика к себе в команду я наткнулся на одну из вебинарных платформ, спрос на которые в то время только начинал расти. К тому моменту я окончательно сформировал для себя одну из целей карьеры — не быть ещё одним программистом, стать полезным, оставить след в истории. Тому также способствовало осознание того, что компании, в которых я работал до этого, закрывались. Мой код, моё время, исчезали бесследно. И это крайне демотивировало. Преподавание стало для меня одним из средств достижения цели.

Закинув на удачу письмо со своим резюме, я не особенно ожидал ответа, когда вдруг мне предложили пообщаться и пройти входные проверки. Так, c зимы 2015 года началась моя история работы на базе вебинарной платформы. Это был совершенно иной опыт преподавания. Он настолько же был схож с преподаванием реальным студентам, насколько и отличался от него.

  • Группа не была в визуальном контакте — это усложняло получение обратной связи о том, что я говорю и показываю
  • Группы чувствовала бОльшую свободу действий, не входя с преподавателем в реальный контакт
  • Группа была больше, да и частота вопросов вместе с количеством каналов их поступления выросли

Я понял, что стиль преподавания нужно будет перестраивать. К чему я пришёл:

  1. Лучший канал связи — это почта. Форматирование ответов, нормальная история — это всё помогает общаться со студентом. В мессенджерах же студенты, завидев заветную галочку о прочтении, сразу же ждут ответа, что не совсем правильно. Ведь хороший ответ должен быть обдуман, взвешен.
  2. Доступность вебинарных курсов порождает проблему «спортивного зала». Минимум усилий для подключения к процессу обучения создают иллюзию того, что, заплатив деньги, можно ожидать появления опыта, яхты и нового Ламбо в гараже автоматически. И часто разрушение этих мечт провоцирует агрессию. К этому надо быть готовым. К этому надо готовить группу с самого начала.
  3. Нужно быть коучем, а не просто преподавателем. Нельзя давать студентам готовые решения на блюдечке, особенно в вебинарных курсах, где непонятна обратная связь. Ответ, полученный студентом по наводящим вопросам, усвоится им гораздо лучше, чем просто готовое решение.
  4. Преподавать надо с душой. На вебинарах — в два раза сильнее. Я понял, что смогу преподавать ровно до тех пор, пока меня это драйвит, приносит мне удовольствие. Именно поэтому я периодически устраиваю себе академический отпуск на месяц между курсами.

Своим студентам я дарю маленький бонус — «пожизненную гарантию» на свои курсы. Те, кто учился у меня, всегда могут написать мне задолго после окончания курсов и спросить все, что угодно. Зачем мне это? Во-первых, это маленький шаг в сторону клиентоориентированности, а во-вторых — обратная связь по тому, как мои студенты применяют полученные знания в будущем.

Через два года после возобновления моей преподавательской карьеры в ней случился новый виток — я стал деканом направления веб-разработки. И теперь я отвечаю не только за преподавание студентам, но и за подготовку новых преподавателей, проверку качества материалов и развитие моего направления. И я, без прикрас, горжусь тем, что по результатам опроса NPS мой факультет имеет лидирующую позицию, что говорит о правильном направлении моей деятельности и работы моих коллег-преподавателей.

Подытоживая, aka TL;DR

  • Преподавание — это отличный способ структурировать и углубить свои собственные знания
  • Практика преподавания (особенно очного) помогает подготовиться к выступлениям и убирает страх перед публикой
  • Лично из моего опыта. Преподавание не должно становиться для программиста заработком — это хобби, которое в первую очередь должно приносить удовольствие, а не доход. Иначе неумолимо падает качество обучения.

Если Вам понравилась эта статья с описанием одного из аспектов моей профессиональной деятельности, буду рад Вашим оценкам и отзывам в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *