Как стать программистомКарьераСамостоятельное обучение

Самостоятельное изучение PHP. Программа — Часть 2.

No votes yet.
Please wait...

Продолжу тему, которую начал несколько статей назад. Для тех, кто ещё не бросил изучать язык PHP или только начинает этот путь, я подготовил описание второй части программы самостоятельного изучения.

Первая часть программы.

Временные рамки. Данный блок явно займёт у Вас больше времени, чем первый. При полноценной практике и регулярном обучении я бы рекомендовал ориентироваться на месяц интенсивной работы как минимум. И помните, что у Вас по прежнему в приоритете стоит качество знаний, а не скорость чтения материала!

Содержание

Блок 2. ООП. Вспомогательные системы.

Во втором модуле программы обучения начинаем работать с ООП и всеми сопутствующими аспектами. Также изучим прикладные и вспомогательные части приложений, без которых в настоящее время не работает практически ни одно современное web-приложение.

Блок 2. Часть 1. Объекты и классы.

Задача: Начало работы с усложнённой структурой кода.

Цель: Разобраться с ООП-парадигмой, понять, чем объект отличается от простой переменной и какая от этого польза.

Ценность: Мы открываем совершенно новый подход к программированию. Это открытие требует серьёзного осмысления, так как зачастую программисты используют объекты, оставаясь в процедурном стиле, что в корне неправильно.

Сразу же учитесь работать со свойствами объекта и его методами, то есть с его состоянием и поведением.

Усложняйте — заставляйте объекты взаимодействовать.

Практика.

  1. Выяснить, как создаются классы и объекты.
  2. Разобраться с состоянием объекта, передачей по ссылке. Свойства объекта как отражение состояния.
  3. Статические свойства и методы — когда они нужны, а когда нет.
  4. Основные принципы ООП: полиморфизм, инкапсуляция и наследования — что это такое и как реализуется в PHP
  5. Напишите простую структуру объектов. Например, иерархия геометрических фигур, иерархия сотрудников и т. п. Важно применять наследование, расширяя родительские классы дочерними.
  6. Ключевые слова static, parent, self, this
  7. Попробуйте поработать с этой структурой. Какие свойства реально нужны для вызова извне? Что лучше инкапсулировать?
  8. UML нотация как описание объектных структур.
  9. Тайпхинтинг в свойствах и методах (PHP 7+)

Комментарии: Этот урок потребует от Вас довольно много времени на вхождение. Не торопитесь.

Полезные материалы:

Блок 2. Часть 2. Абстрактные классы и интерфейсы.

Задача: Знакомимся с важными архитектурными единицами в ООП.
Цель: Начать проектировать на уровне абстрактных сущностей, а не конечных реализаций.
Ценность: Гибкие системы немыслимы без абстракций. И урок позволяет начать работать с ними. Более того — он учит проверять себя на правильность проектирования системы.
Практика.

  1. Понять, чем отличаются эти две сущности.
  2. На примере п.4 из прошлого урока подумайте, как можно вынести в абстрактный слой части Вашей структуры.
  3. Усложняем: применяем полиморфизм. Попробуйте создать массив элементов из Вашей структуры. Обойдите массив циклом. Можно ли работать с каждым элементом массива как с экземпляром его родительского абстрактного класса или же как с интерфейсом? Буквально: можно ли в ожидаемом типе вместо реального класса указать абстрактный класс или интерфейс? Если нет, то как надо переделать Вашу структуру?
  4. Какие встроенные интерфейсы предоставляет PHP? Как их использовать?
  5. Познакомьтесь с trait-ами

Комментарии: Гибкие системы немыслимы без абстракций. И урок позволяет начать работать с ними. Более того — он учит проверять себя на правильность проектирования системы.

Полезные материалы:

Блок 2. Часть 3. MVC.

Задача: Начало работы с фундаменальной архитектурой для web-приложений..
Цель: Разделить приложение на слои для более удобной работы.
Ценность: Любой современный web-фреймворк использует MVC и его разновидности. Поэтому без понимания этой парадигмы далеко не уехать.
Практика.

  1. Изучить подход. Как реализуется MVC в PHP? Что такое пассивный и активный MVC? Узнать про «уродливый жирный контроллер»
  2. Front Controller или единая точка входа для реализации MVC, работа с приложением через инстанс (объект) самого приложения
  3. Структура директорий MVC-проекта
  4. Роутинг в MVC — как обрабатывать и конфигурировать преобразование адресов в команду приложению
  5. Создать самое простое MVC-приложение: отображение 2-3 страниц при помощи единой точки входа и MVC
  6. Разновидности: HMVC, MVP, MVVM

Комментарии: Если есть желание, стоит посмотреть на структуру MVC проектов в сети, чтобы облегчить работу с темой

Полезные материалы:

Блок 2. Часть 4. Окружение.

Задача: Получить гибкое окружение.
Цель: Научиться работать с виртуальными машинами.
Ценность: Готовые сборки хороши для быстрого старта, но совершенно не подходят для работы в реальных проектах, так как не предоставляют гибкой настройки, а также часто работают на отличающихся от сервера ОС, что порождает различного рода ошибки несоответствий.

Vagrant поможет сделать первые шаги в автоматизации сборки.

Composer поможет управлять зависимостями как кодом.
Практика.

  1. Установить VirtualBox и Vagrant
  2. При помощи Vagrant получить рабочую виртуальную машину под управлением Linux (рекомендуются Ubuntu или Debian)
  3. Собрать окружение NGINX+PHP-FPM+MySQL
  4. Присвоить доменное имя и научить сервер отвечать на него
  5. Поддержать единую точку входа
  6. Развернуть свой код в систему
  7. Настроить IDE на работу виртуальной машиной и запуском скриптов на ней
  8. Установить Composer
  9. При помощи Composer установить любую библиотеку и попробовать ей пользоваться. 10. Обратить внимание на папку vendor, правила автозагрузки и стандарты PSR-0,4
  10. Также выяснить, чем отличаются composer.json и composer.lock

Полезные материалы:

Блок 2. Часть 5. PDO и ORM.

Задача: Структурировать работу с хранилищем.
Цель: Применить ООП-подход к работе с данными. Выделить запросы и взаимодействия с хранилищем в отдельный слой.
Ценность: Хранилище — важная часть приложения. Однако (в идеале) оно не должно накладывать на логику какие-либо ограничения. Поэтому работу с ним стоит вынести в отдельный слой.

Также стоит отметить обеспечение безопасности при выполнении обновления данных, дабы не допускать SQL и иного рода инъекций.
Практика.

  1. PDO — создание соединения, запросы, prepare
  2. Кто должен запрашивать данные: модель или контроллер?
  3. ORM (Doctrine, Eloquent) — абстрагирование кода от конкретного хранилища. Установить при помощи Composer
  4. Разделение бизнес-логики в моделях и кода отражения сущностей в БД
  5. Если поменять MySQL на Postgres Ваш проект с ORM продолжит работать? Что нужно сделать, чтобы продолжил?
  6. CRUD-операции. Создайте для своего MVC такой функционал, который будет выполнять такую работу.

Приложение — Уровень 2
Полезные материалы:

Блок 2. Часть 6. Конфигурирование, логи, профилирование, исключения.

Задача: Анализировать работу приложения и делать выводы из ошибок.
Цель: Научиться искать причины ошибок, а также обрабатывать нештатные ситуации.
Ценность: Все приложения содержат ошибки. И чтобы с этими ошибками бороться, требуется искать их причины. Логи и профилирование — самые подходящие для этого инструменты.

Конфигурация приложения — это залог гибкости и независимости. Начинаем отвязывать код от сервера, на котором он работает.

Исключения же позволяют не убивать приложение в случае нештатной ситуации, отдавая пользователю некрасивую простыню ошибок, а аккуратно обрабатывать такие вещи.

Практика.

  1. Установить Xdebug и попробовать создать ситуацию с ошибкой
  2. Познакомиться с профилированием и Xhprof
  3. Попробовать написать модуль, который будет записывать содержимое переменных и объектов в указанный файл лога
  4. Познакомиться с библиотекой Monolog
  5. Можно ли логировать на проде?
  6. Конфигурирование приложения — уберите хардкод (заодно узнаете, что это) и настройки приложения в выделенные файлы. Плейсхолдеры в коде
  7. Механизмы конфигурирования в php — ini-файлы, yaml, xml, json
  8. Как создать конфигурации для разных окружений Вашего приложения (среда разработки, среда тестирования, боевая среда)?
  9. Механизм исключений — что такое Exception, try-catch-finally, наследование исключений и их проброс.
  10. Попробуйте создать режим работы Вашего приложения, при котором исключения будут логироваться (режим должен управляться флагом конфигурации)

Комментарии: Довольно много тем внутри блока, но все они довольно тесно связаны, так что лучше изучать их вместе.

Полезные материалы:

  1. Узнать и полюбить XDebug
  2. Альтернатива XDebug
  3. О логировании в PHP

Блок 2. Часть 7. SOLID, Паттерны.

Задача: Структурировать код и классы.
Цель: Научиться пользоваться лучшими практиками проектирования приложений.
Ценность: Вы уже наверняка догадались, что просто так накидать классы и разбросать по ним функционал — не лучшая идея. Именно задачу структурирования решает ООП-подход.

Многие задачи проектирования в современном программировании уже решены. Поэтому будет большой ошибкой не пользоваться многолетними наработками сообщества.

Обратите внимание на то, что не стоит пытаться зазубрить паттерны с одного подхода. Они должны основываться на практике, поэтому в процессе обучения обращайтесь к ним на этапе проектирования кода.

Именно здесь Вы должны осознать, что создание приложения начинается задолго до открытия IDE и написания первого класса.

Практика.

  1. SOLID — из чего он состоит и как реализуется в PHP. Начните с самого простого — все ли Ваши классы, созданные до этого отвечают букве S в аббревиатуре?
  2. Singleton — пусть и антипаттерн относительно SOLID, но с него хорошо начинать разбираться в самой сущности паттернов. Напишите прослойку работы с БД при помощи этого паттерна (да, она будет нарушать SOLID, но мы пока учимся)
  3. Паттерны — не готовый код, а рекомендации! Мы уже успели неявно познакомиться с Front Controller, например.
  4. Типы паттернов (design patterns, architectural patterns, etc)
  5. Наиболее популярные и применимые в web: Фабрики, Декоратор, Page Object, DAO, Наблюдатель.

Комментарии: Несмотря на то, что пунктов тут немного, модуль довольно объёмный в плане предстоящей работы.

Полезные материалы:

Блок 2. Часть 8. Кэширование.

Задача: Кэширование.
Цель: Убрать ненужные обращения к медленным источникам.
Ценность: Кэширование — дин из базовых инструментов обеспечения высокой производительности вэб-приложения за счёт перемещения неизменяемых на некоем промежутке времени данных в более быструю область памяти. Важно разобраться с ним, чтобы обеспечивать работу на небольших серверах, да и просто оптимизировать потребление ресурсов.

Практика.

  1. Когда нужен кэш? БД, API, файловая система. Кэш есть везде. Он должен быть и в Вашем приложении.
  2. Механизмы кэширования: OPCache, Redis, Memcached
  3. Что кэшировать и на какой срок? Страницы, блоки данных, значения переменных, результаты запросов
  4. Прогрев кэша
  5. Интеграция Memcached и Nginx
  6. Коллизии

Полезные материалы:

Блок 2. Часть 9. Git.

Задача: Версионирование приложения и контроль изменений.
Цель: Научиться контролировать работу с изменениями кода, а также применять эти изменения или откатывать их.
Ценность: Множество продуктов разрабатывается не в одиночку. И для командной работы процесс управления изменениями просто необходим. Даже при работе в одиночку распространена ситуация, когда нужно откатить изменения до более ранней версси, либо разделить функционал на блоки разработки. Говоря проще: без Git (или иной системы версионирования) в команде работать не получится.

Практика.
Тут я не стал ничего выдумывать, так как для изучения есть отличый онлайн-туториал.

Блок 2. Часть 10. Приложение 2.0.

Итак, Вы готовы усложнить Ваше приложение и написать что-то интересное.

Вы можете создать, например блог. В нём помимо пользовательского представления должен быть интерфейс администратора, система управления банерами и ссылками, роутинг, человеко-понятные URL, кэширование и прочие вещи, которые Вы изучили в рамках данного модуля.

Для того, чтобы Ваш код можно было показать будущему работодателю, Вы можете вести разработку с применением версионирования на базе Github.

Получилось?

Если Вы читаете это, пройдя все модули, описанные выше, Вы готовы к следующему шагу. В 3 модуле изучения я считаю стоящим рассмотреть начало работы с фреймворками, уделить отдельное внимание вопросам Inversion of Control, более глубоко уйти в архитектуру, рассмотреть CI/CD пайплайны.

Если Вам интересны эти и другие темы, жду Ваших отзывов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *